21 января 2006
В «Комсомолку» пришли Воланд и Маргарита
Владимир Бортко, Олег Басилашвили и Анна Ковальчук рассказали читателям «Комсомолки» о работе над сериалом «Мастер и Маргарита»
Герои сериала, который с триумфом прошел на телеканале «Россия», появлялись в редакции по очереди. Как в фильме: каждый в своей мизансцене. Первым за полчаса приехал Владимир Бортко и стал читать присланные по Интернету вопросы, раскладывая их в аккуратные стопочки: «Это - для Анны Ковальчук (в основном - признания в любви от представителей сильного пола), это - Олегу Басилашвили, это - мне».
Затем приехал Олег Валерианович и вскоре стал так мастерски руководить «Прямой линией», будто делал это всю жизнь: «Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, это «Комсомольская правда»! С кем вы хотите поговорить?»
Анна слегка опоздала. Как прокомментировал Басилашвили, «звезде положено опаздывать».
Режиссер Владимир БОРТКО: Мастер считает себя Иешуа, и голос Безрукова подчеркивает это
- Меня зовут Николай, я из Моздока. Хочу обратиться к режиссеру. Как получился слабый Иешуа и слабый Пилат при таком выдающемся Воланде и Бездомном? Я старый человек, и я помню советских руководителей. На мой взгляд, Лаврову не удалось от этого отойти...
- Попытаюсь объяснить, почему артист Лавров сыграл очень хорошо и что я думаю о Пилате... Вы говорите, он партийный работник. А что такое прокуратор? Это чиновник, уполномоченный императора, которому принадлежит высшая административная и судебная власть в провинции, то есть, если позволить себе пошутить, секретарь израильского обкома партии.
Что происходит с Пилатом во время встречи с Иешуа? Переоценка ценностей всей жизни. Он долгие годы существует в системе, в Империи. И вдруг мальчишка, стоящий перед ним, говорит несколько слов - и эти слова, если Иешуа прав, превращают его жизнь в ничто. Для остроты конфликта мы должны быть убеждены, что перед нами очень мощная личность. У меня в этом случае перед глазами появляется образ Кирилла Юрьевича Лаврова...
К тому же я должен поверить в то, что этот суровый человек, привыкший судить людей, политик, наверняка не случайно назначенный на свою должность, мучается, отправив невинного и незаурядного человека на казнь. Он не может простить себе трусости... Тут снова перед моими глазами появляется артист Лавров.
- Владимир Владимирович, а как вы относитесь к критике сериала?
- Абсолютно нормально отношусь! После «Собачьего сердца», знаете, какие статьи выходили?! А сейчас пишут: вот «Собачье сердце» - это да, а сейчас что это он снял?!
- А «Идиот» тоже ругали?
- Меньше. «Идиота» меньше людей читали. Но из сорока миллионов, что смотрели «Мастера...», тридцать один миллион отнесся положительно. А это население целой европейской страны. Гордимся этим.
- Это Алексей Кошевой, давний почитатель вашего таланта. Очень мне понравилась эта параллель, что Гафт и Нагиев играют по две роли... А вот почему Мастер говорит голосом Безрукова?
- Я попробую объяснить... Что делает Мастер в своей жизни? Ему сорок лет, он живет в Москве. Ему повезло, он выиграл сто тысяч. Он пишет роман. Но у меня впечатление, что написание романа - это бегство от действительности, окружающей его. Почему роман о Пилате? Почему, например, не о Навуходоносоре? Потому что Мастер считает, что, как и Пилат, практически предал сам себя. Так же, как значительная часть нашей мощной интеллигенции. При ее молчании проходили и 30-е годы, и все последующие... Было страшно? Да. «...Но не трусил же ты тогда, когда яростные германцы готовы были растерзать Крысобоя великана...» Поэтому, мне кажется, Мастер понимает, что не заслужил света, а заслужил покой. В своем романе он ассоциирует себя с Иешуа, но поступает, как Пилат. И я думаю, что здесь вот, на этом стыке, и рождается раздрай в душе Мастера... Голосом Безрукова я хотел подчеркнуть их связь... Я объяснил Галибину, и он хоть немного и возражал, но согласился с моим режиссерским решением.
- Владимир Владимирович, вот у Булгакова написано, что Маргарита голая, а у вас некоторые места на ее теле замазаны «туманом», а на балу так она и вообще в железном платье! Как вы считаете, это не ханжество?
- Если вы хотите уж совсем без ханжества, купите порножурналы. А мы думали о том, что фильм будут показывать в 20.55, не всех детей еще отправят спать...
- Вы и об этом думали?!
- Ну конечно!
- А железное платье зачем? И туфли из железа, а не из лепестков роз?
- Кроме туфель из лепестков роз, если вы помните, в начале бала на шею Маргариты надевают цепь с тяжелым изображением пуделя, которая заставила ее согнуться. За время бала у нее распухает колено. Все это, мне кажется, не очень легко перенести. В романе это хорошо сочетается с изящными туфельками. Но кино отличается от литературы. Думаю, мы имели право сделать более очевидным тяжесть ее пребывания на балу. Это было испытанием для нее: что она готова вынести ради Мастера? Чем готова пожертвовать? А черту душу готова продать?
Анна КОВАЛЬЧУК: Сыграть Маргариту мне помогла Анна Каренина
- У меня вопрос к Ане. Спасибо вам за Маргариту, она на удивление совпала с моим представлением! Вот эта неподдельная усталость... Я понимаю, что это грим... Но каким образом вы достигали этого состояния? Такое впечатление, что вам просто спать не давали сутками!
- Ну и это было, скажу вам честно.
- Да? А каким образом?
- Я ей звонил все время по телефону! - объясняет Бортко.
- Вообще где-то было трудно, где-то - легко, - говорит Аня. - Трудности были и за счет костюмов. Корсет, в котором нельзя было не только летать, но и стоять, и сидеть, можно было только лежать на тоненькой пеленочке, она расстилалась в павильоне. Потом железный костюм, который весил, кажется, около пятнадцати килограммов. Корона, которая реально впивалась в голову... И вообще сам груз материала...
- Как вы это преодолевали?
- С помощью таланта, как говорит Владимир Бортко. С помощью настройки режиссера на трудную работу. Это было трудно, и я рада, что вы это заметили.
- А как потом отдохнули?
- Общалась с семьей, с дочкой... Вообще я такой человек, который переключается с работы на работу. Мне в этом смысле помог театр, в котором я выпустила спектакль «Анна Каренина», и это дало мне силы и отдых.
- Марина, из Москвы. Вы мне понравились как актриса, еще когда я смотрела сериал, где вы играли следователя. Ваша Маша Швецова - целомудренная, Маргарита - полная противоположность. Насколько было сложно сниматься обнаженной?
- Когда мне задают вопрос: как вы снимались обнаженной? - я отвечаю, что читала эту книгу и знала, что там написано...
- Каждая женщина думает: а я смогла бы? Лично я, наверное, нет...
- Если бы вы были актрисой, вы по-другому бы говорили. Я не знаю актрис, которые бы отказались из-за этой причины. Хотя иногда и говорят об этом... Сложно ли это было? Да, это было очень сложно. И приходилось преодолевать массу всяческих внутренних комплексов. Но это случилось, и слава Богу. Потом, все не так страшно было, как, может быть, кажется... Бортко говорил: я доктор, а оператор - тем более, давай раздевайся!
- А большое количество людей на площадке?
- Избавлялись от большого количества людей! Такие условия были созданы, все было корректно. Целомудренно, как вы говорите.
- Можно вопрос Анне? Верите ли вы в ведьм, сатану и прочую нечисть?
- Я верю не в нечисть, а в какую-то другую силу, что ли, которая есть, безусловно. И в зависимости от чистоты души человека его посещают эти силы.
- Меня зовут Алексей Викторович, Костромская область. Как относятся близкие к вашей роли?
- Близкие гордятся мною.
Олег БАСИЛАШВИЛИ: Я хотел сыграть наивного Воланда
- Олег Валерианович, здравствуйте! Было ли у вас свое личное видение образа Воланда, отличное от режиссерского?
- Да, я предлагал сыграть человека, пораженного успехами строительства социализма в Москве в атеистическом обществе, который восторгается всем: «А вот Бога нет? Как интересно! А кто же тогда всем управляет?!» То есть человека более наивного. Но в этом была бы неправда, это было бы заигрывание...
- А если бы у вас был выбор, какую роль вы бы сыграли?
- Воланда.
- А я кота, - смеется Бортко.
- Я давно хотел сыграть именно Воланда, - продолжает Олег Валерианович. - Мне выпала удача, что эту роль поручили мне. Пилат мне тоже был очень интересен, и Владимир Владимирович об этом знает.
Елена ЛИВСИ («КП» - Санкт-Петербург»)
отсюда