http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=707&crubric_id=1002618&rubric_id=208&pub_id=833860 О "Ленфильме" с любовью
НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕСветлана МАЗУРОВА
Фото Владимира БЕРТОВА
Санкт-Петербург
Л.Ривман за работой
Завершены съемки документально-игровой картины "Свет в павильоне".
"Фильм мыслится стихотворением, эдаким амаркордом - милым, несколько грустным воспоминанием о колыбели отечественного кино, данью памяти поколениям ленфильмовцев, - говорил о своем замысле накануне съемок историк кино, автор сценария и режиссер-постановщик Александр Поздняков, четверть века работающий на студии. - Это элегическое расставание с прошлым "Ленфильма". Объяснение в любви старым стенам, в которых рождались великие киноленты, фабрике грез, с которой связана жизнь многих и многих людей".
В следующем году старейшей киностудии страны стукнет 90 лет. Именно здесь сняты "Золушка", "Чапаев", "Гамлет", "Старик Хоттабыч", "Дикая собака динго", "Полосатый рейс", "Начальник Чукотки"... - около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в историю мирового киноискусства. Знаменитая ленинградская школа - это "Проверка на дорогах", "Порох", "Двадцать дней без войны", "Фантазии Фарятьева", "Отпуск в сентябре", "Одинокий голос человека"... На "Ленфильме" творили Григорий Козинцев, Иосиф Хейфиц, Фридрих Эрмлер, Дмитрий Шостакович, Николай Акимов, Николай Черкасов, Виктор Аристов, Илья Авербах... Сегодня продолжают снимать Александр Рогожкин и Александр Сокуров. "Здесь надо вешать мемориальные доски на каждом квадратном метре!" - скажет в фильме режиссер Алексей Герман.
Александр Поздняков начинал на "Ленфильме" редактором, писал сценарии, снимался в эпизодах у известных и неизвестных режиссеров, делал передачи о кино на радио и телевидении.
"Мир кино - это непрерывно уходящая натура - говорит он. - Сняли фильм, сдали костюмы в чистку, отвезли реквизит на склад, разобрали декорации - и все. В этом драматизм и грусть кинематографа - постоянно создавать и разрушать мир иллюзий. "Ленфильм" сейчас находится в стадии преобразований, это открытое акционерное общество, которое занято модернизацией, привлечением инвестиций и новых технологий. На смену пленке спешит "цифра", компьютеры успешно рисуют второй план с любыми пейзажами, эпохами, фантазиями. Меняется и внешний вид студии. Исчезают "старые стены", скрипучие половицы, которые впитали энергетику выдающихся мастеров, истирается мрамор ступеней, врезаются белоснежно-больничные стеклопакеты, и уже не встретить консервную банку на подоконнике, в которой загасил окурок один из братьев Васильевых. Следующее поколение не будет знать, как здесь творили Владимир Венгеров и Семен Аранович. Я делал эту картину для того, чтобы запечатлеть уходящие прекрасные мгновения, чтобы те, для кого "Ленфильм" стал домом и частью жизни, могли внимательно рассмотреть павильоны, где они работали, коридоры, по которым ходили, кафе, где курили, говорили о высоком, спорили до хрипоты. Нашим чичероне, гидом по фабрике грез, стал оживший музейный Гном, хранитель тайн и духовных сокровищ студии. Леонид Соломонович Ривман, сыгравший Гнома, - символ кино, живая легенда "Ленфильма". Недавно ему исполнилось 93 года. На студии появился в 17 лет, в конце 1920-х годов. Был осветителем, звукооператором, киномехаником. На "Ленфильме" он прослужил свыше семи десятилетий - работал еще на картине "Чапаев"! Это он показывал в директорском зале студии фильмы Кирову, Жданову, Тухачевскому. Леонид Соломонович снимался у Эйзенштейна, у Сокурова в "Молохе" сыграл киномеханика фюрера, снялся у Германа в "Трудно быть Богом".
Интересуемся тем, легко ли было уговорить сняться в картине людей чрезвычайно занятых - известных режиссеров, актеров. Александр Поздняков отвечает, что никого и не приходилось уговаривать. Как только он говорил, что снимается картина о "Ленфильме", - немедленно получал согласие. Никому даже в голову не приходило сказать: "Мне некогда" или "А сколько за это заплатят?" И Алиса Фрейндлих, и Виктор Сухоруков, и Леонид Мозговой - все согласились сразу.
И Анна Ковальчук, время которой расписано по минутам, вырвалась буквально на полчаса для эпизода в ленфильмовском кафе и тут же умчалась сниматься в другой картине. И Игорь Масленников, снявший "Шерлока Холмса" и "Зимнюю вишню", приехал из Москвы, и Алексей Герман не отказал. В картине он сказал теплые, очень искренние слова о "Ленфильме".
...Гном во фраке и английском котелке "Блэнд энд сан" обходит свои владения - съемочные павильоны, рассматривает туфельку Золушки, роскошные костюмы, заглядывает на мебельный склад, где встречает Прекрасную даму (Наталья Фиссон), в ателье звукозаписи, в актерский отдел и даже в котельную. Звучит музыка Александра Кнайфеля, Андрея Петрова, Вениамина Баснера, Олега Каравайчука из фильмов "Торпедоносцы", "Человек-амфибия", "Два капитана", "Ася", "Родная кровь"... Мелькнули знаменитые "призраки" киностудии: Ихтиандр, Золушка, Дама с собачкой, Мистер Икс. Гример готовит к съемке Алису Фрейндлих. Алексей Герман завершает в павильоне съемки картины "Трудно быть Богом". Виктор Сухоруков озвучивает свою роль в картине "Агитбригада "Бей врага!". За столиками в ленфильмовском кафе сидят актеры и режиссеры. Дмитрий Месхиев весело рассказывает о своем первом съемочном дне на студии Леониду Мозговому и Марии Кузнецовой, сыгравшим у Сокурова Ленина и Крупскую.
А вот и бывший зал театра "Аквариум", легендарное место, где 4 мая 1896 года состоялся первый публичный киносеанс в России, на котором презентовали чудо из чудес - синематограф братьев Люмьер (сейчас там располагается четвертый павильон "Ленфильма"). Семен Фурман сыграл Александра Дранкова, первого отечественного продюсера, а Семен Стругачев - Рауля Гюнсбура, известного антрепренера, который привез кинопрограмму Люмьеров в Петербург.
Финальную сцену картины снимал именитый питерский оператор Сергей Астахов (оператор-постановщик фильма - Валерий Лернер). Под колоннами главного входа собрались ленфильмовцы - режиссеры, актеры, художники, операторы, мэтры и молодежь: Виталий Мельников, Сергей Микаэлян, Леонид Менакер, Дмитрий и Владимир Светозаровы, Эдуард Розовский, Сергей Снежкин, Константин Лопушанский, Виктор Бутурлин, Лидия Боброва... Сквозь толпу протискивается Гном и взрывает хлопушку. Конфетти покрывает все вокруг. Жизнь продолжается. Пока горит свет в павильонах "Ленфильма" - кино живо.
Премьера фильма-ностальгии "Свет в павильоне" состоится в Петербургском Доме кино в конце апреля, незадолго до дня рождения "Ленфильма". Затем фильм будет показан на одном из федеральных телеканалов.